Статьи

Какое образование должно быть у дефектолога и логопеда по новому Профстандарту? 👩🏻‍🎓

1 сентября 2023 года вступает в силу новый профстандарт «Педагог-дефектолог», утв. приказом Минтруда России от 13.03.2023 № 136н, который распространяется на учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Ранее профстандарта по этим должностям не было, требования к дефектологу и логопеду устанавливал ЕКС работников образования. Что нового в этом Профстандарте, расскажем в статье.

Но, прежде чем перейти к рассмотрению профстандарта «Педагог-дефектолог» (далее – Профстандарт), напомним, что применение профессиональных стандартов в сфере образования является обязательным. Это значит, что с 1 сентября 2023 года при приеме на работу учителя-дефектолога или учителя-логопеда, организации обучения и аттестации этих работников, разработке их должностных инструкций нужно четко следовать требованиям Профстандарта, а не квалификационного справочника. Аналогичная позиция изложена в письме Минпросвещения России от 25.04.2023 № 07-2198.

Теперь перейдем непосредственно к самому Профстандарту, и начнем с того, что в нем существенно пересмотрены требования к образованию и обучению учителей-дефектологов и учителей-логопедов по сравнению с ЕКС. Если раньше для работы учителем-логопедом (учителем-дефектологом) нужно было иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии, то теперь обязательное условие для допуска к работе:

■ высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности

или

■ высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и ДПО - программа профессиональной переподготовки по направлению деятельности.

Это означает, что специалисту, который работает по разным направлениям или меняет профиль деятельности, нужно проходить разное обучение.

Отметим, что новый Профстандарт разделен на восемь направлений деятельности учителей-дефектологов и учителей-логопедов по разным профилям:

▪ учитель-логопед (логопед) по профилю нарушения речи;

▪ учитель-дефектолог по профилю нарушения слуха;

▪ учитель-дефектолог по профилю задержка психологического развития;

▪ учитель-дефектолог по профилю нарушения зрения;

▪ учитель-дефектолог по профилю нарушения опорно-двигательного аппарата;

▪ учитель-дефектолог по профилю ранний и дошкольный возраст;

▪ учитель-дефектолог по профилю интеллектуальные нарушения;

▪ учитель-дефектолог по профилю расстройства аутистического спектра.

Должностные обязанности специалистов составлены с учетом особенностей работы с детьми с различными особенностями развития. К примеру, учитель-логопед: организует специальные условия образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушением речи; оказывает психолого-педагогическую помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации. С детьми, которую имеют выраженную нозологию, например, нарушения слуха, задержку психологического развития - занимается учитель-дефектолог.

Есть в Профстандарте и новшества. Так, в обязанности учителя-логопеда (учителя-дефектолога) теперь вменяется: сопровождение обучающихся с нарушениями, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве; ведение профессиональной документации совместно с другими специалистами; консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий и др. В состав необходимых знаний учителя-логопеда (учителя-дефектолога) включены основы общей и профессиональной этики, конфликтологии и медиации.

Профстандарт можно применять в школе и детском саду, в том числе при организации дополнительного образования. Данный документ имеет ограниченный срок действия, работать по нему предстоит до 1 сентября 2029 г.